Неофициальный стаж – это огромная проблема нашей действительности. Когда нет больше никакой возможности заработать себе на жизнь, человек вынужден соглашаться на любые условия, в т.ч. и работать без оформления.
Последствия, конечно же, известны: зарплата в конверте, никаких оплачиваемых больничных и отпусков, и, как выясняется позже, никакой пенсии.
Стаж – одно из необходимых условий для назначения пенсии: минимальная продолжительность стажа при выходе на страховую пенсию по старости растет с каждым годом (в этом году требуется не менее 9 лет, а в перспективе эта цифра достигнет 15 лет).
Кроме того, стаж напрямую влияет на размер пенсии. Поэтому если даже и удастся набрать минимальный стаж, ежемесячная пенсия будет напоминать каждый раз о том, что работали вы неофициально.
Выход один: подтверждать стаж всеми доступными способами.
Суды уже давно рассматривают дела об установлении факта трудовых отношений – когда работник выполнял трудовую функцию, но без заключения трудового договора или на основании гражданско-правового договора (подряда или оказания услуг).
Чаще всего проблемы с отсутствием официального трудоустройства возникают в отношениях с мелкими организациями, а также предпринимателями или обычными гражданами, которые нанимают людей в своих личных нуждах.
Поэтому совсем недавно Верховный Суд опубликовал новое Постановление Пленума (от 29 мая 2018 г. № 15), посвященное именно разбору трудовых споров с т.н. микропредприятиями.
Постановление обобщило и ввело в практику ряд новелл, которые облегчат работникам подтверждение своего неофициального стажа.
Итак, суд обязан признать фактически сложившиеся наемные отношения как трудовые, если установлено, что:
– работник лично выполнял согласованную с работодателем трудовую функцию по определенной должности или специальности,
– работа оплачивалась постоянно, независимо от наличия или отсутствия заказов,
– работник соблюдал правила внутреннего трудового распорядка (режим рабочего времени, дисциплина труда и т.п.),
– работник был включен в организационную структуру организации, подчинялся руководителю и т.д.
Подтверждать это можно любыми доступными доказательствами: документами, которые отражают участие в рабочем процессе (в т.ч. и электронной перепиской), аудио- и видеозаписями, свидетельскими показаниями.
Верховный Суд внес также ясность по поводу сроков исковой давности по требованиям о признании факта трудовых отношений: 3 месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Например: работник обратился письменно к работодателю с просьбой оформить трудовой договор, перечислить за него страховые взносы в ПФР и т.п. и получил на это отказ. С этого момента отсчитывается 3 месяца на обращение с иском в суд.
Если подтвердить трудовые отношения удастся, то нужно учитывать, что для включения в пенсионный стаж периодов работы, начиная с 2002 года, требуются отчисления за них страховых взносов.
Поэтому вместе с требованием о признании фактических трудовых отношений нужно заявлять также об обязании работодателя сдать сведения в ПФР и произвести все необходимые отчисления страховых взносов.
Только тогда работник может рассчитывать на начисление пенсии с учетом всего имеющегося у него стажа.
Как показывает практика, в большинстве случаев суды встают на сторону работников. Поэтому не стоит раньше времени отчаиваться и махать обреченно рукой на загубленную пенсию.
Источник: Юридические тонкости